Новости | Картинки | Видео | Переводы | Магазин | VIP клуб

Разведопрос: Клим Жуков про Андрея Боголюбского

21.06.16 23:03 | Zhukoff | 161 комментарий

01:28:49 | 709267 просмотров | текст | аудиоверсия | скачать


Ждёшь новых лекций Клима Жукова? Поддержи проект!

Смотри ролики Гоблина на канале Rutube

Комментарии

cтраницы: 1 | 2 всего: 161, Goblin: 3

Пётр Григорьев »

#1 | 21.06.16 23:17
Клим великолепен, ещё не смотрел видео, но превью уже внушает!)

VLN »

#2 | 21.06.16 23:22
Шизофрению мне!
Я еще не успел прочитать заголовок предыдущего ролика...

Zbignev »

#3 | 21.06.16 23:22

Люблю опросы с Климом. По бликам на 2-х лысинах удобнее угадывать расположение света.

An »

#4 | 21.06.16 23:44
Дождались!

микроэлектронщик »

#5 | 22.06.16 00:02
Очень круто. Дмитрий Юрьевич, Клим Александрович огромное спасибо.

papaha »

#6 | 22.06.16 00:02
Очень интересный персонаж нашей истории!

hgh »

#7 | 22.06.16 00:25
А вот доводилось слышать, что в те времена Владимиро-Суздальская земля время от времени называлась Залесская Украина. Типа окраина земли Русской за лесом.

DKey »

#8 | 22.06.16 00:45
Клим мега-великолепен. Но на 40-й минуте оговаривается: называет Владимир Суздалем. Боголюбово - под Владимиром, храм Покрова на Нерли - рядом с Влидимиром. Ну и ворота золотые тоже не в Суздале.

Arkan »

#9 | 22.06.16 00:45
По иконе непонятно. На происхождение от Луки несколько икон претендует, в том числе и наша Федоровская. Но основная версия все же в том, что они все таки списки.

Zhukoff »

#10 | 22.06.16 00:56
Кому: Arkan, #9

Так товарищ, это легенда (главное слово) 12 века. О чем тут думать? Академика Грабаря у них не было, и князь мог наплести любую чушь про что угодно.

Goblin »

#11 | 22.06.16 00:59
Кому: Zhukoff, #10

> Академика Грабаря у них не было, и князь мог наплести любую чушь про что угодно.

[воет]

Beytix »

#12 | 22.06.16 01:00
Отличная беседа. Как помню по истории, Андрюшку всегда отмечали, как правильного пацана. :-) А что фильму не сняли, так ещё возможно снимут правильный сериал.

МишаТ »

#13 | 22.06.16 01:28
В заповедных и дркмучих, страшных муромских лясах!!!

pitt »

#14 | 22.06.16 01:28
смогу посмотреть только завтра, но уже весь в предвкушении !

EvilRanger »

#15 | 22.06.16 02:01
Клим, я слыхал, что Синеус, Трувор это не братья Рюрика, а фраза "Рюрик синеус трувор" в переводе означает: Рюрик со своею дружиной. Можно узнать, что есть правильно?

МишаТ »

#16 | 22.06.16 02:01
Насчет государя очень хорошо! Как грится:
- называй меня просто - хозяин!)))

Zhukoff »

#17 | 22.06.16 02:47
Кому: EvilRanger, #15

Нет, это не правильно, шведы отрицают такой перевод категорически.

Zhukoff »

#18 | 22.06.16 03:04
Кому: Beytix, #12

> Андрюшку всегда отмечали, как правильного пацана.

Пацан был, без сумлений, великий. Наверное общеевропейского масштаба и значения правитель. Но пацан он был диалектичный. Т.е., и отрицательный тоже.

Белый Слон »

#19 | 22.06.16 06:56
А не мог тот Амбал одновременно быть ясином по этническому признаку, а иудеем по религиозному?

Белый Слон »

#20 | 22.06.16 06:56
И такое ещё.
Разве Синеус и Трувор не на Белом Озере и в Изборске княжили?
Откуда информация про Ростов? В разных летописях по разному?

rubin-121 »

#21 | 22.06.16 06:57
Как всегда отлично!

naxom »

#22 | 22.06.16 06:57
Да что ж вы делаете, ироды? Когда спать-то?
А есть возможность увидеть перечень всех роликов (не только последних n штук) в хронологическом порядке?

Beytix »

#23 | 22.06.16 06:57
Кому: Zhukoff, #18

Как говорится, "ещё тот фрукт" своего времени. Так и вокруг его "пацанчики на районе" тоже, так и норовили " перо " в бочину воткнуть. :-)
Вопрос такой, а может князья которые захватывали Киев, специально работящих людишек к себе на север зазывали. Кого уговорами и посулами, кого насильно пересилили. Уж как то много людей рвануло " на севера". Тем более квалифицированный народ.

Hyperactive »

#24 | 22.06.16 08:22
Кому: naxom, #22

Навигацией в Шапке сайта пользоваться религия не позволяет?
http://oper.ru/video/list.php?div=555

Собакевич »

#25 | 22.06.16 08:41
Кому: Белый Слон, #19

> А не мог тот Амбал одновременно быть ясином по этническому признаку, а иудеем по религиозному?

Нет, иудаизм это признак принадлежности к конкретному этносу. Как исключение можно назвать хазар-иудеев, но они к тому времени уже закончились.

Atrides »

#26 | 22.06.16 08:57
Клим Александрович, а Вы наверное смотрели сериал "Викинги"? Как он вам? Понятно что с оружием там смешно получилось, но в общем как сериал?

radiolight »

#27 | 22.06.16 08:57
Спасибо за разведопрос! Обожаю Клима слушать :)

KAAREAL »

#28 | 22.06.16 09:28
Впервые за много лет мой мозг был порван в клочья когда я услышал про львов и гепардов.

rexozavr »

#29 | 22.06.16 09:38
Кому: Beytix, #12

> Андрюшку всегда отмечали, как правильного пацана. :-) А что фильму не сняли, так ещё возможно снимут правильный сериал.
>
>

Анндрюха то может и был правильным пацаном, но вот правильный фильм про него... В общем скорей всего придётся как с панфиловцами.

Gost »

#30 | 22.06.16 10:06
всё ждал когда ДЮ окатит из стакана храпящего Диментия.

МареманВасилич »

#31 | 22.06.16 10:06
Блин, как-же интересно и увлекательно проходят эти уроки истории. Дим Юрич, Клим Саныч - вы просто прожектор в той темноте невежества, которое происходит в нынешнем историческом образовании.

И да, а будет ли в честь сегодняшней даты какой-нибудь "блиц-опрос" что ли, если можно его так назвать. Прошу прощения что не по теме - Вечная слава нашим предкам, принявшим первый удар жестокого и коварного врага. Каждая минута, каждый час, каждый день которые они держались, давали нашей Родине необходимое, жизненно важное время для подготовки обороны. Вечная слава! Помним!

sklif »

#32 | 22.06.16 10:06
Немножко оффтоп, но хотел бы поинтересоваться у Клима Жукова, смотрел ли он крайнюю серию 6 сезона Игры Престолов, в которой была показана самая эпичная и кровавая битва сериала. Как оно - с точки зрения военного дела средневековья. Как по мне так - просто огонь!

Bloody Nine »

#33 | 22.06.16 10:06
Кому: hgh, #7

Она помоему только один раз так называется - в "Слове о погибели Русской земли". Если так то врятли это было распространено. Может вообще автор сам придумал.

kazak2020 »

#34 | 22.06.16 10:18
Клим Александрович и Дмитрий Юрьевич - Спасибо!
Клим Александрович, сбегать от своих бояр получается уже начали в 12 веке , Традиция понимаешь!
И все же Клим Александрович, вы оговорились на 40 минуте про Суздаль?

asim »

#35 | 22.06.16 10:27
На Среднем Урале и в Пермском крае были зимние и летние храмы отдельно (XVII-XIX вв). Проблема не только со сложностью протопить каменное здание. Иконы в иконостасе и росписи при неустойчивом температурном режиме (протопили-остудили, сухо-влажно) быстро портятся. А иконостас и роспись - это очень дорого.
Кстати, в Новодевичьем монастыре в Москве тоже есть зимние и летние храмы Успенская церковь зимняя, а Смоленский собор (XVI в)- летний. Там так до сих пор и служат только летом. Так что это и для Москвы характерно.

Gerasim »

#36 | 22.06.16 10:34
Кому: sklif, #32

>>как оно - с точки зрения военного дела средневековья

Страшной силы херня :))

Особенно friendly fire "порадовал".

Ajaj »

#37 | 22.06.16 10:55
Кому: Zhukoff

[тянет руку с задней парты]
Клим Саныч, а Клим Саныч! А вот очень волнует такой географическо-исторический вопрос. А вот ты говоришь, что северо-восточная Русь была транзитом для торговли. При этом беглый взгляд на карту показывает, что эта самая северо-восточная Русь практически на краю русской цивилизации, а в центре - Смоленск. Почему он не стал таким транзитом? Почему в обход ходили? И вообще - если этот самый Смоленск находился почти в центре треугольника главных русских городов Киев-Ростов-Новгород, почему естественным образом не стал центром Руси?

Zhukoff »

#38 | 22.06.16 10:56
Кому: sklif, #32

> смотрел ли он крайнюю серию 6 сезона Игры Престолов, в которой была показана самая эпичная и кровавая битва сериала.

Смотрел.
С одной стороны дико порадовало то, что не "слили", как битву при Черноводной, где все деньги ушли на атомный взрыв.
С другой стороны, вот это все: нелогично, не похоже, никак, тупо. Сплошные ыитаты из Храброго сердца и некоторые свои придумки, не менее дебильные.

Но, конечно, снято очень бодро. Особливо как Жан Сноу изящной убирал голову он мечей болтоновских конников. Типа затоптать копытами не судьба - надо обязательно по маковке клинком!

И Санса Звездк - да - отплатила за всю хурму и 5 сезонов учмырений)))

Jonah »

#39 | 22.06.16 10:58
Низовская земля - это по отношению к Волге; местность, которая находится ниже впадения Мологи (источник - словарь Брокгауза и Ефрона).

Котовод »

#40 | 22.06.16 11:11
Кому: Zhukoff, #38

> Типа затоптать копытами не судьба - надо обязательно по маковке клинком!

- Под телегу! Прячься под телегу, Лютик, иначе затопчут!
- Не двигайся... - простонал притиснутый к земле поэт. - Лежи...
Говорят, конь никогда не наступит на лежащего человека...
- Не уверен, - вздохнул Геральт, - что каждый конь об этом слышал. Под
телегу! Быстро!
В этот момент один из не знающих человеческих примет коней на лету
саданул его копытом по виску. В глазах у ведьмака разгорелись пурпуром и
золотом все созвездия небосклона, а секундой позже непроглядная темень
затянула небо и землю.

Zhukoff »

#41 | 22.06.16 11:26
Кому: Белый Слон, #19

> А не мог тот Амбал одновременно быть ясином по этническому признаку, а иудеем по религиозному?

Да, надо ли полагать, что все псковичи были иудеями, на основании свидетельства 1ПЛ, которая свидетельствует, что А.Невский ругал псковичей жидами после известных событий 1241-1242 гг?

Zhukoff »

#42 | 22.06.16 11:29
Кому: Beytix, #23

Это объективный процесс, не связанный с волей того или иного правителя. Началось всё задолго до становления Руси - первые волны славянской колонизации случились еще в 6-7 вв.

ranger78 »

#43 | 22.06.16 11:30
У меня такие иконы есть. Екатиринбург. Урал.

ranger78 »

#44 | 22.06.16 11:37
Кому: Zhukoff, #42

Клим, ты очень похож на актера Куравлева.

Муромец »

#45 | 22.06.16 12:13
>Кто не скачет - тот ростовец!

*рыдает*

Zhukoff »

#46 | 22.06.16 12:15
Кому: kazak2020, #34

> И все же Клим Александрович, вы оговорились на 40 минуте про Суздаль?

Пересмотрел 40 минуту. Оговорился. Прошу простить - я ж вон на беседу замахнулся без бумажки.

Klepasu »

#47 | 22.06.16 12:19
Честно говоря за одну сегодняшнюю лекцию узнал, а главное ПОНЯЛ больше чем за десятилетку школы и за "двапопять" в институтах.
Всё казалось калейдоскопом не связанных дат и событий. Для меня было тёмный лес:
1. Нахрена заново отстраивать целый город, проще прийти всей честной братвой в тот же Киев навалять и сесть княжить там.
2. Почему могущественный, богатый и никем не сотрясаемый Новгород спокойно смотрел как под боком возникает ТАКАЯ головная боль.
3. Как вообще происходили взаимоотношения вроде бы равных князей в домонгольской Руси.
4. Как перемещался простой "тягловый" народ между княжествами.
Но когда прояснились межличностные отношения, выяснились экономические мотивации, вкупе с духовной жизнью, всё прояснилось как белый день.

Понятно как в том старом анекдоте. Кто? Куда? Зачем? - Семинарист. В кабак. За водкой.

Klepasu »

#48 | 22.06.16 12:27
Кому: Ajaj, #37

> в центре - Смоленск. Почему он не стал таким транзитом?

Всё просто - главными дорогами были реки, а наикратчайший путь - по руслу, в чащу леса совались неохотно, шоссе ещё не было и "разнообразить рацион медведя" хотелось мало кому.

KZemskyy »

#49 | 22.06.16 12:33
Кому: hgh, #7

Ты только никому не говори, а то наши "свидомые" друзья завопят, что не только Кубань и Смоленск, но и Владимер надо освободить от Москалей, да и Москву тоже!

пан Головатый »

#50 | 22.06.16 12:47
Кому: Ajaj, #37

> > Клим Саныч, а Клим Саныч! А вот очень волнует такой географическо-исторический вопрос. А вот ты говоришь, что северо-восточная Русь была транзитом для торговли. При этом беглый взгляд на карту показывает, что эта самая северо-восточная Русь практически на краю русской цивилизации, а в центре - Смоленск. Почему он не стал таким транзитом?

Почему не стал? Стал. Торгового пути из варяг в греки. Важный перевалочный пункт.

> Почему в обход ходили? И вообще - если этот самый Смоленск находился почти в центре треугольника главных русских городов Киев-Ростов-Новгород, почему естественным образом не стал центром Руси?

Потому что для контроля торговых потоков западной и северной частей Руси был удобнее Киев, где эти торговые потоки сходятся.

Agenobarb »

#51 | 22.06.16 13:46
Отличный разведопрос! (как всегда впрочем)

Андрей был крайней интересной личностью.

А я вот живу под Стокгольмом, недавно прогуливаясь, увидел улицу Rurikvägen. Никакого другого Рюрика шведы не знают, поэтому, можно не сомневаться - назвали в честь того самого.

DiggMih »

#52 | 22.06.16 14:17
Клим Александрович, Дмитрий Юрьевич, огромное спасибо за очередной просвет-опрос (так наверное праильнее)!
Вопрос к Климу: по сути ведь Андрей Боголюбский (в плане возвышения новой аристократии) делал то же что Петр I в 18-м веке - почему у Петра получилось, а Андрея прирезали, в чем его ошибки/недоработки? Не из-за того ли что что понятие "Самодержец" и полное подчинение верховной власти для догдашней Руси еще было вновьё (прошу прощения за нубский вопрос)?

kafaiter »

#53 | 22.06.16 14:17
Спасибо Клим Саныч!!! узнал много нового!!!

Zhukoff »

#54 | 22.06.16 14:21
Кому: DiggMih, #52

как водится: объективные общественно-экономические предпосылки не сложились. Т.е., личная воля князя не могла переломить центробежные тенденции. Всё, что делал АЮБ было талантливо и продвинуто и ужасно креативно и конечно прогрессивно. Но со второй половины княжения (с 1164-65 гг.) негативные тенденции его начали постепенно забарывать - дела пошли в разнос.

Arkan »

#55 | 22.06.16 14:56
Кому: asim, #35

Кстати, первые "теплые полы" на Руси как раз в церквях (естественно, крупных и богатых) и появились. Считается, что их завезли итальянцы.

DiggMih »

#56 | 22.06.16 14:56
Кому: Zhukoff, #54

Понятно, т.е. - в первую очередь исторический процесс, потом роль личности в Истории.
Другой вопрос: читая разные исторические и околоисторические материалы складывается впечатление что Литва в определенный момент (14 век) могла стать организующим центром Руси. Почему у них это не вышло, что помешало - более сильные политико-экономические позиции Москвы/Рязани (опять же встроенность в гос. организацию Орды), отход от Православия или что-то другое?

Северный север »

#57 | 22.06.16 14:56
Всё хорошо, всё очень интересно, но толи стол, то ли стул под Климом Александровичем скрипит со страшной силой. Особенно это заметно в аудиоверсии.

DiggMih »

#58 | 22.06.16 15:03
Кстати, почему Иосиф "кговавый" (тм) Сталин не дал команду снимать фильм об Андрее Боголюбском (чисто моё ИМХО) - потому что Иван Грозный, Петр I, Александр Невский (при всей его неоднозначности и при моём уважении к нему) это правители которые смогли и более-менее целыми остались при правлении, и умудрились умереть от естественных причин, а вот АЮБ не смог. Представьте: товарищ Сталин проводит схожую политику как у вышеназванных политических деятелей, и в фильмах про такой процесс главного руководителя убивают ближайшие соратники - представьте пропагандистский ущерб от такого фильма!

Michail_B »

#59 | 22.06.16 15:03
Кому: Zhukoff, #38

> И Санса Звездк - да - отплатила за всю хурму и 5 сезонов учмырений)))

Судя по ее ухмылочке в конце эпизода - это только закуска. Основное блюдо еще впереди. А там, глядишь, и "девочка" Арья подтянется, после интенсивного тренинга.


> Сплошные ыитаты из Храброго сердца

Ха, содрали с Властелина Колец. У Колонель Кассада в жж даже сравнения по кадрам есть - сцены один в один буквально.

Кочегар Дым »

#60 | 22.06.16 15:03
Кому: Zhukoff, #38

Клим Александрович, как по мне (сейчас меня помидорами защищают многие камрады за эти слова), вся писанина Мартина, и производная от нее сериальщина - дикий, не всегда
логичный треш, с плохими заимствованиями и с персонажами, которым под конец ни грамма не сопереживаешь.
То ли дело пан Сапковский с его Сагами о Ведьмаке, и Рейневане. Один юмор чего стоит), не то что повествование и события в мире.

Zhukoff »

#61 | 22.06.16 15:16
Кому: DiggMih, #56

Литва легла под Польшу. Центр переместился в Польшу. Польша чисто экономически (да и идеологически - католики же) не могла потянуть еще и русские центробежные тенденции. Не лечь под Польшу Литва не могла, т.к. с Орденом в одного Литва не вывезла бы.

Кому: Кочегар Дым, #60

Не.
Не надо обижать Мартина - у него очень здоровская литература. Сериал оказался откровенно слабее, ну а что делать?
Ведьмака не читал - не люблю про колдунов. Сапковского читал только про гуситов - довольно смешно.

Merlin »

#62 | 22.06.16 15:55
Кому: Zhukoff, #61

> Ведьмака не читал - не люблю про колдунов. Сапковского читал только про гуситов - довольно смешно.

Ведьмак, как ни странно, совсем не про колдунов.

biraeg »

#63 | 22.06.16 16:02
Кому: Белый Слон, #19

> А не мог тот Амбал одновременно быть ясином по этническому признаку, а иудеем по религиозному?

Забавно. Амбал с осетинского дословно - друг. "Удружил"...

DiggMih »

#64 | 22.06.16 16:02
Кому: Zhukoff, #61

> Литва легла под Польшу. Центр переместился в Польшу. Польша чисто экономически (да и идеологически - католики же) не могла потянуть еще и русские центробежные тенденции. Не лечь под Польшу Литва не могла, т.к. с Орденом в одного Литва не вывезла бы.

Т.е., если я правильно понимаю, Литва видя бесперспективность двух фронтов (против Ордена и против Ордынской Руси) легла под третью нарождающуюся силу - Польшу? А в чем был цимес лечь под Польшу, а не под Орден - чисто династические приколы, про которые Вы говорили? Я конечно может сморожу глупость - не из-за того ли что Орден (де Юре) был монашеский орден, а Польша "нормальным" средневековым государством?
И еще - как Московское княжество так стремительно взлетело что Польско-Литовское государство до "Смутного времени" не рисковало взять московский трон? Или это разбор будущих развед-опросов (просвет-опросов).

RomanBAX »

#65 | 22.06.16 16:02
Кому: Кочегар Дым, #60

> как по мне (сейчас меня помидорами защищают многие камрады за эти слова), вся писанина Мартина

Приключения Тафа - отличные!
Маленький зачитывался.

URAS »

#66 | 22.06.16 16:06
Кому: Zhukoff, #38

> И Санса Звездк

[Санса Звездак] Извините

Voidheart »

#67 | 22.06.16 16:48
Клим Александрович, большое спасибо!

Petrovskiy »

#68 | 22.06.16 17:01
Кому: Zhukoff, #61

> Ведьмака не читал - не люблю про колдунов. Сапковского читал только про гуситов - довольно смешно.

Кому: Merlin, #62

> Ведьмак, как ни странно, совсем не про колдунов.

И что еще важно - с юмором там не хуже, чем в трилогии про гуситов. А как по мне, так и лучше.

ExcErr »

#69 | 22.06.16 17:01
Как любопытно про икону.
Вне на Кипре, в монастыре Киккос, как туристу, рассказывали ровно то же самое - что у них в монастыре хранится икона богоматери, написанная самим апостолом Лукой, с так сказать "натуры", и что это самый самый оригинал. Икона закрыта окладом и специальным кружевным платком, открыта только маааленькая ее часть, и снимать платок нельзя под угрозой страшных кар.

Scald »

#70 | 22.06.16 17:15
Кому: Zhukoff, #61

> Ведьмака не читал - не люблю про колдунов. Сапковского читал только про гуситов - довольно смешно.

Там всё больше про политику и про людей. А колдунов можно мысленно заменить масонами или иллюминатами - суть не поменяется. Колдунство, как таковое, там не сильно значимо.

Digger »

#71 | 22.06.16 17:37
Кому: ExcErr, #69

> Вне на Кипре, в монастыре Киккос, как туристу, рассказывали ровно то же самое - что у них в монастыре хранится икона богоматери, написанная самим апостолом Лукой, с так сказать "натуры", и что это самый самый оригинал.

"Если собрать по церквям все части Креста, то выяснится, что Спаситель был распят на заборе" © Умберто Эко.

Flander »

#72 | 22.06.16 17:41
Кому: Zhukoff, #61

> Сапковского читал только про гуситов - довольно смешно.

Клим Александрович, а какого вы мнения насчет описания вооружения и битв в цикле про Рейневана?

Белый Слон »

#73 | 22.06.16 17:41
Кому: DiggMih, #58

> Кстати, почему Иосиф "кговавый" (тм) Сталин не дал команду снимать фильм об Андрее Боголюбском...

Моё ИМХО в том, что не сняли потому, что "Боголюбский".

Scald »

#74 | 22.06.16 17:44
Кому: Белый Слон, #73

> Моё ИМХО в том, что не сняли потому, что "Боголюбский".

А может просто не успел дать распоряжение.

Zhukoff »

#75 | 22.06.16 17:48
Кому: Flander, #72

Со вкусом.

Shnyrik »

#76 | 22.06.16 17:56
Кому: Zhukoff, #42

Клим Александрович, разведопрос -- просто отвал башки! Огромное спасибо за лекции!

Хотел бы дать пару лингвистических комментариев к прозвучавшему.

Во-первых про «низовский» -- видимо, всё-таки когда такое говорилось в домонгольской Руси (и несколько позже -- тоже), то речь всё-таки шла в общем случае не про положение на карте, а именно про земли либо в нижнем течении какой-либо реки, либо лежащие ниже чего-либо по течению реки.

Но в словаре XI-XVII веков зафиксировано и ещё одно значение слова «Низовский» -- это в первую очередь наше новгородско-псковское название как раз для Ростово-Суздальских земель [СлРЯ XI-XVII вв., 11: 347]. И подразумевалось, видимо, тоже, что они в нижнем течении Волги.

И про Суздаль. В лекции, по-моему, это прозвучало, но ещё раз подчеркну, что этимология слова «Суздаль», он же «Суждаль», он же «Сужьдаль» -- крайне сложный и запутанный вопрос. Олег Николаевич Трубачёв, сделав оговорку, что всё крайне сложно и непонятно, склонялся к версии, что слово образовано от древнерусского глагола «съзьдати» то бишь ‘создать’.

В таком случае, кстати, написание «Сужьдаль» очень сильно похоже на типичное для древненовгородского диалекта явление – т.н. «шоканье» или иначе «шепелявенье». Т.е. совпадение в произношении звуков [з’] и [ж’] и, соответственно [с’] и [ш’] (древнерусские шипящие -- мягкие, твёрдыми они станут сильно потом веку к XIV) перед гласными переднего ряда, т.е. в данном случае перед древнерусским и-образным сверхкратким гласным [ь].

На письме оно, соответственно, проявлялось в смешении букв З и Ж. То есть древние новгородцы спокойно себе писали (в порядке ошибок, конечно, но ошибок очень показательных -- свидетельствующих об особенностях произношения) «шизый» (‘сизый’), «прикаживаеши» или наоборот «лозывыи» (‘лживый’), «здуци» (то бишь ждя -- ‘ожидая’), «ризьи» (‘рыжий’).

Но есть трудности, связанные с тем, что написание «Суждаль», во-первых, более раннее и сильно более частотное в древнерусских текстах, чем «Суздаль» и, во-вторых, оно встречается далеко не только в новгородских летописях, т.е. и в тех местах, где этого нашего древнего «шепелявенья» и в помине не было.

Поэтому в итоге, мы так и не можем окончательно сказать что такое Суздаль/Суждаль и является ли название собственно древнерусским или заимствованным финно-угорским (или образованным, например, от какого-нибудь старого финно-угорского гидронима).

JaBBa »

#77 | 22.06.16 17:59
Кому: Zhukoff, #41

> Да, надо ли полагать, что все псковичи были иудеями, на основании свидетельства 1ПЛ, которая свидетельствует, что А.Невский ругал псковичей жидами после известных событий 1241-1242 гг?

Прозорлив был князь. Не зря его к лику святых-то причислили.

Цзен ГУргуров »

#78 | 22.06.16 18:00
Кому: Digger, #71

"Если собрать все руки и головы Иоанна Крестителя, то он окажется гекатонтейром" © я. :-)

MAN_on_MooN »

#79 | 22.06.16 18:04
Круто! Жду еще.

И очень хочется, увидать О.Двуреченского в программах!
Крайне толковый мужчина и интересный лектор.

Andrey_1976 »

#80 | 22.06.16 18:04
Кому: Кочегар Дым, #60

Эх камрад пан Сапковский хорошо пишет. Но, после прочтения его произведения "Змея" стало понятно что он опасный русофоб.

Цзен ГУргуров »

#81 | 22.06.16 18:05
Разведопросы Жукова захватывают, но этот особенно. И ведь знаешь более половины фактов, и чемивсе закончится - а слущаещь как захватывающий исторический роман с затаенной надеждой "не зарубят". Так же радуют короткие но очень точные выводы - обощения в ключе истмата. Что особенно радует. Спасибо.

dead_Mazay »

#82 | 22.06.16 18:06
Кому: Zhukoff, #41

> Да, надо ли полагать, что все псковичи были иудеями

А ты думал, Израиль откуда пошел!!!

Цзен ГУргуров »

#83 | 22.06.16 18:06
Кому: Цзен ГУргуров, #78

ГекатонХейром разумеется...

Shnyrik »

#84 | 22.06.16 18:11
Кому: Zhukoff, #41

> надо ли полагать, что все псковичи были иудеями

[крутит пейс]

И шо, у вас, таки, ещё есть какие-то сомнения??

Zhukoff »

#85 | 22.06.16 18:33
Кому: Цзен ГУргуров, #81

> И ведь знаешь более половины фактов, и чемивсе закончится - а слущаещь как захватывающий исторический роман с затаенной надеждой "не зарубят". Так же радуют короткие но очень точные выводы - обощения в ключе истмата. Что особенно радует.

Я вот чую, надо временно в худ.лите завязывать писать фантастику и переключиться на исторические романы - народ хочет исторического реализьму!

Цзен ГУргуров »

#86 | 22.06.16 18:48
Кому: Zhukoff, #85

Жизнь, обычно, богаче любых фантазий :-)

Собакевич »

#87 | 22.06.16 19:35
Кому: Цзен ГУргуров, #78

> "Если собрать все руки и головы Иоанна Крестителя, то он окажется гекатонтейром" © я. :-)

[в0ет]

Craftman »

#88 | 22.06.16 20:12
Клим Александрович, спасибо за лекции.

У меня такой вопрос. Не могли бы вы освятить тему дорог. Кто и где их строил, кто поддерживал в надлежащем качестве, как по ним перемещались летом, осенью, зимой, весной, были ли какие-то опорные пункты на дорогах? Может есть какое нибудь глобальное исследование на тему? А то я кроме книги Логиновой ничего не нашел.

ShootNICK »

#89 | 22.06.16 20:20
Кому: Zhukoff, #85

> Я вот чую, надо временно в худ.лите завязывать писать фантастику и переключиться на исторические романы

можно и про модных ноне попаданцев. какой-нибудь "Ратник-1,2,3,4". Попал, огляделся, расклад в политике такой, шмот - такой, оружие вот такое, кем быть - ратником.
Ну и дальше по сюжету - прыг на коня, всех убиваша, княгиню лобызаша и чуду-юду накостыляша )

Zhukoff »

#90 | 22.06.16 20:29
Кому: ShootNICK, #89

Главное не перепутать.

Завал »

#91 | 22.06.16 20:37
Кому: Zhukoff, #85

> народ хочет исторического реализьму!

Но привирать все равно нужно, а то не поверят!

TommyBoy »

#92 | 22.06.16 20:38
Кому: Merlin, #62

> Ведьмак, как ни странно, совсем не про колдунов.

Однако, они там присутствуют даже в некотором избытке (на мой личный вкус).

TommyBoy »

#93 | 22.06.16 20:38
Кому: Andrey_1976, #80

> Эх камрад пан Сапковский хорошо пишет. Но, после прочтения его произведения "Змея" стало понятно что он опасный русофоб.

Почитай Лема, а потом поищи его высказывания про коммунистов и СССР. Тоже станет понятно.

Nahual »

#94 | 22.06.16 20:38
Кому: Andrey_1976, #80

Для поляка это нормально.

Odinnad »

#95 | 22.06.16 20:40
Кому: Andrey_1976, #80

По прочтению его обширной беседы с неким Бересем, изданной в виде книги, становится понятно, что Сапковский вообще всех не любит.

TommyBoy »

#96 | 22.06.16 20:40
С такими историческими сюжетами ничего и придумывать не надо. Вот практически по каждой лекции Клима Александровича можно по нехилому сериалу запилить. Не хуже престолов будет. Почему снимают всякий шлак?!

Майкл_С »

#97 | 22.06.16 20:43
Кому: Цзен ГУргуров, #86

Все мы вышли из [гоблиновской] шинели (с) :-))

Цзен ГУргуров »

#98 | 22.06.16 20:52
Кому: TommyBoy, #93

Так после Перестройки (для поляков после Солидарности) и многие наши "фантасты"-фантасты тоже раскрылись как матерые антикоммунисты. В пору народной Польши Лем предпочитал помалкивать. Кстати, те же Стругацкие в 60-е были еще коммунистами (правда в своем собственном "оттепельном" понимании). В 70-е перешли в разряд фрондирующих, а к 80-м стали скрытыми диссидентами. Ну, во всяком случае, так они высказывались в 90-е. Лем, похоже, просто молчал до поры.

URAS »

#99 | 22.06.16 21:17
Кому: Zhukoff, #85

> Я вот чую, надо временно в худ.лите завязывать писать фантастику и переключиться на исторические романы - народ хочет исторического реализьму!

"Солдат императора" перечитал снова. Если убрать оттуда фантастическую линию - получится как раз отличный исторический роман! А так отличный научно-фантастический роман!

Новик »

#100 | 22.06.16 21:29
Кому: Zhukoff, #75

Клим Александрович, а есть маркеры, по которым псевдо-историка можно с гарантией от профессионального отличить? Не упоминание жидорептилоидов понятно, а более наукоёмкие?

cтраницы: 1 | 2 всего: 161


полезные ссылки

Канал в Telegram

Канал в MAX

Группа в Контакте

Канал на Rutube

Канал в Дзен

Видео в iTunes Store

Подкаст в iTunes Store

Подкаст в Яндекс.Музыка


Goblin EnterTorMent © письмо | цурюк